17.02 Женщины в мировом автоспорте
С 1901 года они участвуют и побеждают в самых известных автомобильных гонках мира, будь то 24 часа Ле-Мана или Формула-1. Ставят рекорды скорости и водят мощнейшие автомобили, на заднем стекле которых едва ли увидишь туфельку в красном треугольнике. Да, сегодня речь пойдет о женщинах в мировом автоспорте.
Может, имя первой женщины за рулем история и не сохранила, зато доподлинно известно, кем была первая автогонщица. В далеком 1901 году на первом международном авторалли Париж-Берлин 32 место заняла Камилла Дю Гас из Франции. Надо сказать, что соперников у Камиллы было более 120, и не все из них вообще доехали до финиша. Однако карьеру гонщицы француженка так и не построила.
В нелегкое послевоенное время, когда на вес золота был любой гонщик, женщина за рулем болида и вовсе стала настоящей сенсацией. И хотя управлять гоночным автомобилем тех лет мог далеко не каждый, Элишка Юнкова (Чехия) смогла ни раз подняться на пьедестал: победы в домашних сериях Лохотин – Тржемошна и Збраслав – Йиловишт, 3 место в швейцарской Клаузенпасс, и, наконец, победа в 1927 в двухлитровом классе спорткаров на гран-при Германии (Нюрбургринг).
Вместе со своим мужем Ченеком Юнком она выступала на автомобилях Bugatti, которые им любезно предоставлял друг Ченека Этторе Бугатти. К сожалению, после трагической смерти мужа на одном из этапов в Нюрбургинге, Элишка прекратила выступления.
Первой и единственной женщиной, которой удалось одержать победу в классе Формула-1, стала южноафриканская автогонщица Дезире Рэндалл Уилсон. Это случилось в 1980 на этапе серии British Aurora F1 series в Брэндс Хэтч, благодаря чему главная трибуна этого автодрома носит ее имя. На Гран-при Великобритании Дезире попробовала пробиться на чемпионат мира Формулы-1, но не смогла пройти квалификацию. Также Уилсон выступала в гонках серии CART, IMSA и в чемпионате SCCA.
В 70-х годах прошлого века в автомобильный спорт ворвалась француженка Мишель Мутон. Карьера самой успешной женщины-раллийного пилота началась в 1974 г. на ралли Корсика за рулём Alpine-Renault A110. В следующем году Мишель участвовала в женской команде 24 часа Ле-Мана. После, за рулем Fiat 131 Abarth француженка выиграла Tour de France Automobile. В начале 80-х она выиграла свою первую гонку в Сан-Ремо. После выступления на ралли «Корсика» на Peugeot 205 Turbo 16 Мишель не участвовала в ралли 14 лет. Однако в 2000 году она вернулась, приняв участие в историческом ралли-марафоне Лондон-Сидней за рулем Porsche 911 и заняла второе место.
Сьюзи Вольфф до замужества Стоддарт — профессиональная гонщица из Шотландии. Она достигла результатов в разных видах автоспорта начиная с картинга, Формула Renault, Формула 3 и DTM. В настоящий момент является тест пилотом команды Williams.
Внучка победителя «500 миль Себринга», дочь профессионального мотогонщика, двоюродная сестра экс-пилота Формулы-1, Наташа Гашнан (Швейцария) просто не могла не стать автоспортсменкой. Первая девушка-пилот серии Формула-2 до 2003 года успешно выступала в национальных и европейских соревнованиях по картингу. Три сезона в Формуле BMW ADAC, 2 место в Star Mazda Championship, 2 позиция в испанской серии Формула-3 – далеко не весь список ее достижений. В 2010 году Наташа покинула серию Ф-2 и сделала ставку на 24-часовой марафон Ле-Мана и чемпионат мира по турингу FIA GT1. Но в том году на квалификации GT1 произошла авария: Ford GT, которым управляла Гашнан, на скорости 260 км/ч слетел с трассы и врезался в заграждения. Гонщица получила серьезный перелом правой голени. Благодаря стараниям врачей и упорным тренировкам Наташа все-таки вышла на старт, но экипажу пришлось сойти с дистанции на 59 кругу, когда их автомобиль загорелся.
В России также есть свои автоспортивные таланты. Так Илона Накутис — единственная на сегодняшний день женщина в российском автоспорте, которая выступала на трассах WRC. Начав свой путь как механик в 1984 году, неоднократный чемпион России по ралли, Илона ушла из большого спорта, но преподает в автодорожном колледже и ведет собственный бизнес — учит женщин управлять автомобилем.
Спортсменка из Приморья Мария Панова дважды установила рекорд России на дистанции 402м. Сначала её Toyota Soarer преодолел отметку в 8,781 секунды, затем — 8,702, а в 2011 году результат удалось улучшить до 8,223! Помимо драг-рейсинга Мария занимается картингом и дрифтом, кроме того она – успешный автомобильный журналист, освещает все самые громкие автоспортивные события.
комментарий