10.06 Ралли "Тамань 2014"
Итак, команда OMSPORT отправилась на юг. Ралли «Тамань» - гонка неизведанная, поскольку проводилась всего второй раз. Многие спортсмены и так-то немного нервничали, после ознакомления с трассой были удивлены, а некоторыми отрезками спецучастков и вовсе шокированы. Перед началом 14-го этапа Кубка России члены экипажей команды OMSPORT охотно делились впечатлениями о трассе.
Илья Лотвинов: «Мне очень нравится природа этого края, погода и общее настроение. Обычно на гонке как-то всегда переживаешь, нервничаешь. На этой трассе я впервые, она необычная, а по подобным трассам я никогда не ездил. Хотелось бы, чтобы некоторых участков трассы вообще не было. Мне кажется, что они не способствуют развитию скорости и развитию пилота, а просто ломают машину, но, в целом если смотреть, таких кусочков не так много, все остальное нас развивает. Надо учиться ездить и по таким дорогам тоже. Поэтому я очень рад, что мы сюда приехали и откроем для себя что-то новое. Плохо, что мы, в отличие от многих наших конкурентов, тут не были, у них будет некоторое преимущество, и это может сказаться на результате. Но ралли – такая вещь: никто никогда до конца не знает, кто в итоге победит».
Павел Шевцов: «Непривычно, что дороги искусственны, очень необычно, когда дорога представляет собой колею, а между колесами у тебя трава, которая доставляет некоторые проблемы – она забивает решетку радиатора, и машина греется и хуже едет. Но вообще это мелочи жизни. В «Тамани» я впервые, на «Натухаевской» я уже был. Но на незнакомые гонки всегда интересно ездить: чем больше ты ездишь по новым трассам, разным по характерам и по конфигурации, тем больше у тебя наката, идет работа с ассоциативным мышлением, а это дает тебе определенное преимущество на других гонках. Тем более что здесь будет проходить финал Кубка, а дороги тут очень специфические. Я не очень понял только, зачем вот эти 300 метров по пляжу... На СУ «Тамань» - вот там виды, там красиво, а вот пляж убойный... Наша машина хорошо подготовлена и настроена, но мы переживаем, что ей достанется».
Павел Щербаков: «Мы все сделали, чтобы подготовить «Клюшу» к южным гонкам, то есть все вскрыли, посмотрели, настроили. Моноприводной технике на таких дорогах сложно – приходится очень большая нагрузка на трансмиссию, но мы будем стараться контролировать ситуацию, чтобы ничего не сломать. Тут стратегия такая: ехать в свою силу и в то же время безопасно, здесь ошибка может дорого стоить. Поэтому поедем максимально четко, чисто, по стенограмме и постараемся ничего не исполнять. Мы всегда в первую очередь боремся с самими собой, но еще поборемся с «одноклассником» Сергеем Тамбовцевым, к тому же есть тут еще такой гонщик Алексей Игнатов, в классе 1600Н, который всегда быстр, - хочется сравнить времена. Ну и будем догонять Лотвинова (смеется)».
Татьяна Панова: «А мне трасса понравилась. Красиво, пейзажи очень живописные. В прошлом году я была на «Горных вершинах», на ознакомлении казалось, что все очень страшно, а во время гонки – было классно, я ехала и даже успевала отрывать взгляд от тетрадки и наслаждаться красотой пейзажей. Я думаю, что все будут ехать аккуратно. Самое сложное – на быстром ходу не ошибиться в расстояниях. Таких поворотов, типа левый на правый, может быть до пяти подряд. Штурману тут сложно. Но как на любой гонке здесь есть смена ритма, важно его прочувствовать и правильно прочитать».
С таким боевым настроем экипажи отправились на старт первого дня. Всего в гонке приняли участие 43 экипажа. Первый день состоял из торжественного старта и первой секции. Спортсмены чинно проехали через стартовый подиум на набережной города Тамани под аплодисменты зрителей и отправились на СУ «Вулкан», который повторялся дважды в одну и ту же сторону с небольшим перерывом на сервис.
Примечательно, что название спецучастку дал настоящий вулкан с целебными грязями, вблизи которого и расположен доп. Грязевые вулканы не изрыгают огненную лаву, а незаметно переваривают смесь из глины, воды, углеводородных газов и примеси нефти, время от времени испуская ее на поверхность земли из своих недр. К слову, Тамань - единственная в России территория, где можно увидеть грязевые вулканы. Правда, спортсменам было не до целебных свойств серой жижи, именно СУ «Вулкан» определил тройку лидеров абсолютного зачета – ими стали Вадим Макаров, Александр Горелов и Илья Лотвинов.
Павел Шевцов: «Мы наивно думали, что спецучасток «Вулкан», который два раза повторялся, будет самым «лайтовым» допом, оказалось, что он гораздо жестче. Машине изрядно досталось. Очень плотные результаты. Хотя один из наших конкурентов – Станислав Травников – перевернулся через крышу, что отбросило его назад на 51 секунду, но на таких гонках даже минутный отрыв в принципе еще ничего не значит».
А вот в классе 2000Н Павел Щербаков сразу стал лидером, Сергей Тамбовцев на первой секции отстал от Павла почти на 1,5 минуты. Правда, среди моноприводных автомобилей в целом Щербаков оказался вторым.
Павел Щербаков: «Гонка для меня началась довольно-таки неплохо: на первых двух допах мы показывали хорошую скорость и закончили день примерно с одним временем, что и у Андрея Мансурова – лидера моноприводного зачета; мы ему проиграли чуть более чем полсекунды».
Второй день стал роковым: две секции по два спецучастка – СУ «Тамань» и СУ «Веселовка», пляжный отрезок последнего оказался коварной «фишкой» гонки. Именно там и осталась основная часть всех сошедших экипажей. Кстати, до финиша ралли «Тамань» дошли всего 19 участников соревнования! Среди сошедших оказался и Павел Щербаков, который исполнил грандиозный прыжок на трамплине. Последствия прыжка –именно такие, каких Павел старался избежать, о чем и говорил перед стартом гонки. Так, первое место в 2000Н и заветные очки перешли Сергею Тамбовцеву.
Павел Щербаков: «На первом допе второго дня мы ошиблись в одном из поворотов – выехали под ограждающие ленточки, долго разворачивались, в общем, потеряли много времени. Это время надо было нагонять, мы прибавили, очень быстро взошли на трамплин, взлетели в космос и на приземлении оторвали колесо. На этом для нас гонка и закончилась. В пылу борьбы мы какое-то время пытались ехать без колеса, но потом, когда у нас пропали тормоза, мы поняли, что пора отдыхать. На допе к нам подошли Юра Борисенко с Денисом Коломийцем – они перевернулись чуть подальше нас, и мы достаточно весело провели время на море, собирая ракушки и обсуждая наше российское ралли. Вообще этот трамплин забрал 7 экипажей. Мы, благо, обошлись без «крыши». Ехали сюда за «длинным очком»: хотели как лучше, а получилось как всегда. Но мы не унываем - впереди еще «Натухаевская», там будем стараться ехать быстрее, стабильнее, финишировать и выиграть. Машина получила не глобальные повреждения, надо поменять несколько железяк – и она снова будет в строю. Мы не расстроены, бывало и хуже. Это автоспорт».
Григорий Трегубов после первого дня заметно прибавил, более того, он даже выиграл на первом прохождении тот самый злополучный СУ «Веселовка», который оказался оптимальным для его Subaru Impreza на покрышках Federal.
Григорий Трегубов: «Скажем так, я ехал не на премиум-резине, а на колесах Federal, но я ведь ехал и не на премиум-машине (смеется). Мы стартовали без тестов, поэтому раскатывались, финиш первого дня скомканный получился. А на второй день раскатились. Плюс условия на СУ 4 подходили и под Subaru и под эти покрышки: много песка, очень рыхло – для такого покрытия раллийная резина Federal состава Soft идеально подходит! А вот про остальные допы не могу этого сказать – в первый день мы проигрывали лидеру по две секунды с километра. Но на песчаном отрезке я прямо получил удовольствие - мы выиграли спецучасток, который вдоль моря шел, там относительно небыстро – то, что надо для Subaru – очень накручено и рыхло, песок сыпучий, на Mitsubishi сложно ехать там. За результат, конечно, уже не боролись, слишком большое отставание. Но ехали на 100 % - что будет, то и будет. Результат не важен, скажем так, надо максимально ехать».
Григорию, как и Павлу Щербакову, тоже не удалось завершить ралли «Тамань 2014» - поломка трансмиссии заставила уральский экипаж покинуть соревнование досрочно – на заключительном спецучастке гонки. Такие вот тесты получились...
С приключениями, но все-таки добрался до финиша Илья Лотвинов, который совершил несколько ошибок на первой секции второго дня и получил пенализацию в 10 секунд после сервиса. Но ко второй секции экипаж собрался, и смог отыграть упущенные секунды и удержаться на трассе.
Павел Шевцов: «Мы боролись за первое место на этапе Кубка. Травников из-за поломки двигателя выбыл из борьбы, перед нами был еще Вадим Макаров, но он имеет приоритет РАФ и очков в кубковой серии не получает. У него и техника более мощная, да мы с ним и не боролись, нас больше интересовал Александр Горелов. Доп «Веселовка» оказался еще более раскопанный, чем мы думали. На первой секции мы переволновались и не попали в один поворот, сдавали назад, еще больше занервничали и по итогу не попали в финишный створ, там стояли два дерева, как ворота. С перебором хода пришлось проатаковать одно из них. Машина получила серьезные разрушения: масляный радиатор, защита, подвеска... Мы исправляли на допе маслокулер, снимали бампер – занимались активно делом, в общем: горячее маслице – это «приятно». Доехали на сервис, механикам досталось много работы: они едва успели заменить рычаги,– мы опоздали с выходом из сервиса на одну минуту и получили пенализацию в 10 секунд. Перед второй секцией дня отставание от Горелова у нас было 15 секунд: на СУ5 мы отыграли это время, а на СУ6 опять отстали на 0,6 секунды. В итоге весь канал полег на пляже, как я понимаю: и Травников, и Горелов. Ехать там нужно было очень аккуратно и внимательно. Песком мы тоже «наелись» вдоволь, но все хорошо закончилось. Мы умудрились не остаться на этом пляже со всеми, потому что у нас очень хороший инженер по подвеске, во-первых. Во-вторых, Илья умеет ездить по корявым трассам, он знает, где приподнять, а где приотпустить газ. Я всегда горд своим пилотом».
Илья Лотвинов: «Гонка прошла очень напряженно, она очень необычная. Мы еще на ознакомлении поняли, что автомобилю будет доставаться и его надо беречь. После того, как мы не попали в финишный створ, поломали полностью весь автомобиль и потеряли кучу времени, думали, что на этом наша борьба закончена. Но дальше был замечательный сервис: спасибо большое нашим механикам, которые справились со всем этим безобразием, которое мы натворили, и устранили его. И хотя мы получили пенализацию, я все равно благодарен механикам, потому что мне кажется, это было очень тяжело сделать, а мы могли получить намного больше штрафа или прекратить борьбу совсем. На второй секции дня решили машину поберечь. И наш тренер Илона Накутис сказала, что надо стараться не атаковать на 100 %, сдерживать себя. Практика показала, что это была верная стратегия: больше половины участников решили ускориться, и, как результат, многие остались на трассе. Мудрость Илоны Юрьевны помогла нам не остаться загорать на пляже. Очень жаль, что Саша Горелов повредил свой автомобиль, и два допа ему не удалось проехать в полную силу, но в этом сезоне у нас еще будут гонки, где мы сможем побороться.
В любом случае, проехать эту гонку очень полезно с точки зрения опыта, мы ничего подобного никогда не ездили. Это полезно еще и потому, что здесь планируется проведение финала Кубка России. Я очень доволен, что мы здесь побывали, ну а то, что стали победителями этапа Кубка, вдвойне приятно. Очки нам были необходимы. Мы не ездили на уральские этапы, поэтому, Рогозин пока остается лидером кубковой серии. Нам сейчас более интересна борьба с Сашей Гореловым и Стасом Травниковым.
Машина наша не то, чтобы совсем цела, но механики все исправят и починят к предстоящему соревнованию. Команда обещает все сделать, часть запчастей нам придется привезти самолетом из Петербурга. Мы вернемся буквально через пару дней, чтобы стартовать на ралли «Натухаевская», посмотрим, как пройдет вторая для нас южная гонка».
Интересно, что перед началом ралли «Тамань 2014» Илона Накутис, тренеров команды OMSPORT, сказала: "Вообще, я считаю, то, что мои подопечные озвучивали перед гонкой, это полный бред. Потому что они всегда сначала переживают, а потом начинают атаковать. Я считаю, что это любимая трасса Лотвинова и Щербакова, и то, что они тут сделают, уверена, многих удивит. Потому что это их стиль, к тому же это такие спортсмены, которые на сегодняшний момент совершенно свободно могут ехать без дополнительных тренировок. Да, они могут ошибаться, но будут работать. И дай бог, чтоб ошибки были некритичными, но ралли есть ралли – выигрывает тот, кто меньше ошибается, как сказал великий гонщик Юха Канкунен. Я считаю, что парни справятся. По мне – это очень интересная трасса, и работа, которая была проведена нами за многие годы, здесь-то и проявится. Сами ребята могут подтрунивать друг над другом сколько хотят сейчас, но это нормальное их состояние перед гонкой. Я наблюдаю эти их панические настроения каждый раз, но и это хорошо – это тоже своего рода выплеск эмоций, который позволяет впоследствии работать над собой. Я считаю, что они готовы к борьбе и мне даже интересно посмотреть, что они смогут сделать по сравнению со всеми остальными участниками с тем уровнем подготовки, который они на сегодняшний день имеют. Задача – работать над дорогой, в экипаже есть работа, это в первую очередь. Про то, что им не нравится этот несчастный пляж, я считаю, что настоящий раллист должен уметь ездить по любым дорогам, в любых условиях. И чем сложнее, тем лучше. Ребята только подходят к уровню топовых пилотов в России на данный момент, еще года два-три хорошего опыта и стабильности в работе, и, безусловно, смогут и будут бороться за звание чемпионов России".
Одним из результатом профессионализма и большого опыта тренера Илоны Накутис вкупе с ее женской мудростью стала очередная победа петербуржцев Ильи Лотвинова и Павла Шевцова на этапе кубка России. А очки, которые принесла победа спортсменов команде OMSPORT, подарили команде очередное 1-е место в сезоне-2014.
комментарий